Логистика хромает



О ситуации на рынке коммуникаций в местах продаж корреспондент " Финансовой России" побеседовал с вице-президентом Российской ассоциации рекламных агентств, членом правления Московской торгово-промышленной палаты Вадимом Куликовым.

- Вадим Геннадьевич, чем можно объяснить тот факт, что российский рынок коммуникаций в местах продаж по объемам в 15 раз уступает, например, польскому?

- Основной причиной, сдерживающей у нас рост этого рынка, является слабая конкуренция между торговыми марками различных компаний. Большинство отечественных товаропроизводителей пока еще недостаточно хорошо научились продвигать свой продукт в местах продаж. В тех или иных регионах в каждой группе товаров, как правило, господствуют две-три компании. Но зачастую конкуренция идет не столько между различными компаниями, сколько между брэндами одного и того же производителя.

Даже в тех случаях, когда торговая марка продукта хорошо раскручена средствами медиарекламы, его доставка к месту продажи оставляет желать много лучшего. Покупатель не может сделать свой выбор в пользу полюбившегося товара, если его попросту не оказывается на полке. Таким образом, дистрибуция и логистика продолжают оставаться слабыми местами отечественных производителей. В этих условиях услуги компаний, занимающихся коммуникациями в местах продаж, оказываются неэффективными.

- Насколько известно, большинство товаров россияне покупают на мелкооптовых рынках и в небольших магазинах. Входит ли эта категория потребителей в сферу интересов компаний, работающих на рынке коммуникаций в местах продаж?

- Продажа на мелкооптовых рынках - это специфика России. Такого больше нет нигде в мире. В Москве на них происходит 50 процентов всех продаж, в Екатеринбурге - 62, в Петербурге - 48 процентов. Еще около 36 процентов товаров первой необходимости продается через прилавочную торговлю. Это старые, извините за выражение, "совковые" магазины.

Если продвигаемый фирмой брэнд-продукт входит в группу товаров, продаваемых на рынках и в магазинчиках, то она просто обязана там присутствовать: говорить с палаточниками, проводить различные акции. Это очень сложно, так как на рынке может быть до 800 контейнеров.

Однако тенденция такова, что люди постепенно уходят с мелкооптовых рынков. Со временем такая форма торговли отомрет. Небольшие магазины, конечно, останутся - они очень удобны для продажи премиум-продуктов (парфюмерии, модной одежды, ювелирки, дорогих напитков и т. д.), но их доля тоже будет неуклонно снижаться. Так что рынки не являются перспективными для фирм, специализирующихся на коммуникациях в местах продаж.

Финансовая Россия, N12, 04.04.2002, стр.18


Главная страница
Бренд Менеджер. Статьи и обзоры.
Бренд Менеджер. Ссылки.
Бренд Менеджер. Форум
Мое резюме on-line
Гостевая книга