|
Несвязные мысли дилетанта из Украины об интернет-брэнде.
Для дилетантов в деле брэндостроения, каким я сам являюсь, предлагаю упрощенный подход: считать основой брэнда в Интренет имя сайта и тот потребительский опыт, который получает его посетитель. Причем критерии оценки посетителя могут быть очень простыми, вроде: нравится--не нравится, быстрый -- медленный, навороченный--простой, смешной--скучный, полезный--бесполезный и так далее. Что же до Интернет- имен ,то всего года три назад имя сайта в Большом Интернете могло ничего вам не говорить. Взять хотя бы Yahoo!, Amazon.com, eBay - срабатывало любое имя, главное, у него должен был быть суффикс .com, а немного позже-- префикс i- или e-.
Позже на Западе стало модным давать понять посетителю, что вы собой представляете: eToys, wine.com, pets.com, drugstore.com и так далее, (правда, иногда такое «немасштабируемое» имя становилось для компании обузой, поэтому приходилось менять wine.com на spirits.com или даже на food.com). В это время у нас в моду вошли короткие имена, и даже теперь, когда ваш домен может быть из 128-ми и более символов, это не привело к образованию имен типа samoevkusnoesalo.com.ua или им подобных. Короткие имена в Украине прижились, мы уже имеем компьютерную компанию e.com.ua, Интернет-провайдера i.com.ua, телевизионные новости ei.com.ua и так далее. Хватает и сайтов с префиксами е- и i- .
Одним из примеров украинского брэндинга может стать сайт www.e-balka.com.ua, который позиционируется в сектор бизнес – для – бизнеса (B2B). Живо себе представляю разговор менеджера этого сайта с потенциальным клиентом:
- Мы бы хотели разместить информацию о вашей фирме на..е-&@лке.
- До свидания!
Изыскания в области Интернет-имен навело меня на страшный вопрос: Так ли уж нужен Украине домен первого уровня .ua? Массовое рождение доменов в зоне .ru обусловлено простой возможностью любого россиянина распознать «национальность» сайта, чётко понимая, что такое эта самая «точка РУ». С доменом .ua сложнее. Хотя бы как его произносить? То ли «точка УА», то ли «ЮА», то ли вообще правильно по-английски, то есть «Ю-ЭЙ», причем национальной принадлежности к Украине здесь меньше, чем у домена .uk (“точка УК»), который, как известно, принадлежит Великобритании. В качестве упражнения можно представить себе популярные украинские ресурсы, у которых «отпадет» .com и останется только .ua. Звучит не очень…
Те же аналитики считают, что импринтинг (да, я знаю и такие слова) имени сайта в мозгах покупателей должен происходить максимально быстро. Они уверяют нас, что из одной категории товаров человек запоминает не более двух брэндов. Газировка это: Кока-Кола + Пепси Кола + эта, как её??.. Кроме того сейчас позаботиться об имени нужно заранее. Регистрация доменных имен в некоторых странах превратилась в национальный спорт, а скорость регистрации и появления новых регистраторов может быть сравнима разве что со скоростью нарастания очереди при бесплатной раздаче золотых слитков. А ведь, кажется, еще совсем недавно (пару лет назад) один из моих товарищей, живущий теперь в городе Ванкувер (Канада), с радостью сообщил, что домен www.ukraina.com оказался «совсем свободен», чем он, конечно, не преминул воспользоваться! Теперь такая удача может показаться фантастической. Взять хотя бы ту же пресловутую торговлю книгами в украинском Интернете. У нас уже есть: Bambook, Azbooka, bookshop, bookland…Для тех, кто хочет продолжить плеяду книготорговцев предлагаю зарегистрировать домены bookvar, bookmaker или, на худой конец, bookovina. Если в зоне com.ua или Kiev.ua места еще есть, то .com и .net уже разобраны. Попробуйте перебрать имена, скажем, с приставкой wap-- шансов почти нет. Поэтому и платят креативным людям за новые акронимы, слова-перевертыши и домены net2Phone и им подобные. Хм. Кстати, неплохая идея, надо бы поделиться ней с Валентином...
Джойс Сронипа
Комментарий от Перции:
Понятно, что Джойс прибедняется насчет своего «дилетантского» подхода к брэндингу. Кокетничает. Так как каждый поработавший в Microsoft, уже благодаря этому факту может считаться главным в мире брэндостроителем.
Что же касается поднятого г-м Сронипой вопроса, то я склонен согласиться с ним в плане «краткости» имен ресурсов: чем короче и понятнее, тем лучше! Но вот переименовать www.marketingmix.com.ua в www.marketingmix.ua все же хочется. Красивее как-то выходит…
А имена еще остались. Даже с .com. Не удержусь, похвастаюсь: возглавляемая мной компания BrandAid не так давно придумала имя для новой фирмы-разработчика Интернет-приложений LEDOKOL.COM. Красиво, вдохновляюще и свободно в зоне .com.
(Джойс Сронипа "Microsoft", 12.10.2000)
Источник: Маркетинг Микс
Главная страница
Бренд Менеджер. Статьи и обзоры.
Бренд Менеджер. Ссылки.
Бренд Менеджер. Форум
Мое резюме on-line
Гостевая книга
|