Крупным планом: Как убивают брэнды

Восемь лет предприниматели ждали, когда же "Роспатент" поспособствует урегулированию споров в области товарных знаков. И вот ведомство начало действовать, решив перво-наперво отобрать брэнды, популярные со времен СССР, у их нынешних владельцев. Производители ждали не этого. Теперь они заявляют, что готовы отстаивать свою собственность до конца, притом не только в России, но и за рубежом.

"Роспатент" не устает обвинять операторов рынка в неумении грамотно вести бизнес и выстраивать взаимоотношения, а также в неправильном подходе к интеллектуальной собственности. Позиция патентного ведомства состоит в том, что без жесткого госконтроля конфликты в области товарных знаков не разрешить.

В принципе, владельцы торговых марок не возражают против такого подхода. "Единая политика государства в отношении товарных знаков отсутствует, - считает Андрей Скурихин, гендиректор ЗАО "Союзплодимпорт", компании, которая зарегистрировала на себя такие водочные брэнды, как "Столичная", "Московская", "Зубровка", "Перцовка", "Русская", "Пшеничная". - Если государство начнет наводить порядок в этой области, то и поведение предпринимателей коренным образом изменится. Впрочем, сегодня большинство предпринимателей уже не верят, что это может произойти".

Не верят в первую очередь из-за политики, которую проводит в последнее время "Роспатент" в отношении советских брэндов. Эта политика жестко настроила предпринимателей против ведомства, возглавляемого Александром Корчагиным, и заставила действовать.

Убитый брэнд

Компания "Жигулевское пиво" неделю назад начала оспаривать в Верховном суде РФ постановление Апелляционной палаты "Роспатента" о дискламации товарного знака "Жигулевское", вступившее в силу на несколько месяцев раньше положенного по закону срока.

Самарский пивоваренный завод (ныне компания "Жигулевское пиво") в 1992 г. зарегистрировал товарный знак "Жигулевское". Но пиво под таким же названием и с такой же этикеткой продолжали производить Русская пивоваренная компания, расположенная в Рязани, Бадаевский, Москворецкий, Останкинский пивоваренные заводы, казанский пивной комбинат "Красный Восток", уфимский завод "Цветы Башкирии". Самарское предприятие инициировало по этому поводу несколько арбитражных разбирательств, большинство из которых выиграло. В результате большинство компаний производство "Жигулевского" прекратило. Прошлой весной Апелляционная палата "Роспатента" дискламировала знак "Жигулевское", т. е. наделила любого желающего правом производить пиво этой марки. В исключительной собственности самарского завода остался только рисунок: название, написанное на желтом фоне с синей полосой.

"Мы оптимистично настроены насчет исхода дела, - говорит Михаил Цыплаков, юрист ОАО "Жигулевское пиво". - Мы будем бороться за свой товарный знак до последнего, и у нас есть для этого все основания. Если государство и может отобрать у собственника товарный знак, то только при условии предварительной и полной компенсации". Оценка товарного знака "Жигулевское", как сказал Цыплаков, пока не проводилась.

Корчагин, в свою очередь, уверен, что победа будет за "Роспатентом". Он мотивирует свое мнение тем, что и судам, и предпринимателям уже давно надоели споры, связанные с советскими товарными знаками, разрешению которых конца и края не видно. Выйти из тупика, считает Корчагин, можно только путем дискламации или национализации таких брэндов.

Валерий Герман, председатель Российской ассоциации патентоведов, согласен с тем, что обозначение "Жигулевское" должны использовать различные заводы. Патентовед, однако, считает, что "Роспатент" опоздал с этим решением на восемь лет. Если бы вопрос о советских брэндах был рассмотрен в законе о товарных знаках, принятом в 1992 г. , компании не регистрировали бы эти брэнды на себя, а сейчас не несли бы убытков, связанных с действиями патентного ведомства.

"Мы вне зависимости от решения арбитражного суда уже вряд ли возобновим производство "Жигулевского", - говорит Людмила Сукачева, замгендиректора по качеству Останкинского пивзавода. - Во всяком случае, в прежнем объеме. "Жигулевское" в нашем производстве составляло порядка 60% ". Сукачева рассказала, что ее завод теперь будет делать ставку в основном на марку "Останкинское". "На рынке вскоре может не остаться "Жигулевского" пива. Самарский завод в любом случае всю страну им не обеспечит, - продолжает Сукачева. - Судебные процессы и недоработки в законодательстве убили этот брэнд".

Уникальная проблема

Проблем, связанных с товарными знаками, в России множество. Большинство из них - промышленный шпионаж, подделки, коррупция - такие же, как и во всем остальном мире, отмечает адвокат юридической фирмы Baker & McKenzie Владимир Шитиков. Проблема советских брэндов, которые в 90-е гг. были "приватизированы" отдельными компаниями, пожалуй, единственная чисто российская.

Продукция под известными с советских времен марками занимает 20% в общем объеме российского производства потребительских товаров. "Ностальгическую" ценность этих марок быстро осознали не только российские, но и транснациональные компании. Компания Danone купила кондитерскую фабрику "Большевик" вместе с популярной маркой печенья "Юбилейное" и использует этот брэнд на всю катушку. Марку сигарет "Прима" передала в коллективное пользование отраслевой ассоциации "Табакпром" московская фабрика "Лиггетт-Дукат" (в июне этого года британская компания Gallaher купила фабрику за $390 млн у американской корпорации Western Tobacco). Перед этим "Дукат" в течение нескольких лет отстаивал в судах право на производство "Примы".

К советским брэндам, которые после развала СССР оказались "ничейными", применяются согласно действующему законодательству общие правила регистрации. Исключительное право собственности на товарный знак принадлежит тому, кто первый подал заявку в "Роспатент" и получил соответствующее государственное свидетельство.

Понятно, что по закону сегодня владеют советскими брэндами компании, которые вовремя подсуетились, и многие "нерасторопные" традиционные производители остались за бортом. Шумные судебные разбирательства были неизбежны.

Весной этого года питерский завод им. Степана Разина, еще в 1992 г. получивший свидетельство на товарный знак "Колокольчик", надумал собирать деньги с "неофициальных" производителей газированного напитка под таким названием, среди которых группа компаний "ОСТ" и компания "Спасо-Бородинские воды". А регистрацию в 1996 г. торговым домом "Никитин" популярного в СССР "чая со слоном" (вернее, картинки: на желтом фоне человек в чалме восседает на слоне) пыталась оспорить Уфимская чаеразвесочная фабрика.

Итоги приватизации

Российский закон о товарных знаках 1992 г. нельзя назвать безграмотным. Его нормы соответствуют Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г. , участницей которой Россия является с 1968 г. , и другим международным соглашениям. Однако за разработку действенного механизма применения международных норм именно в России "Роспатент" взялся, по сути, лишь в этом году. В июне вступил в силу приказ "Роспатента" "Об утверждении Правил признания товарного знака общеизвестным". Парижская конвенция позволяет владельцу защищать свои права на общеизвестный товарный знак во всех странах - участницах конвенции без специальной регистрации в патентном ведомстве. (Первым "общеизвестным" знаком на территории России в марте 2000 г. признан брэнд "Известия". ) Специалисты "Роспатента" считают, что российских общеизвестных марок не должно быть больше 10 - 15.

На выходе сейчас нормативные акты о новых основаниях для аннулирования товарного знака по принципу "добросовестности", который учитывается европейскими судами.

Если, например, иностранная компания, придя на наш рынок, обнаружит, то ее товарный знак уже кем-то зарегистрирован на нашей территории, она имеет основание оспорить регистрацию в течение пяти лет с момента опубликования этого знака в официальном бюллетене "Роспатента".

В Минюсте сейчас рассматривается также документ, где растолковывается, что же подразумевается в законе о товарных знаках под "понятиями, вошедшими во всеобщее употребление". Сегодня к таковым можно отнести практически любое наименование, которое есть в обычном словаре.

Но для нынешних владельцев советских брэндов положительный эффект от этих нововведений полностью перечеркивается предложением Корчагина о переводе советских товарных знаков в так называемые знаки соответствия. (Знаки соответствия принадлежат государству и свидетельствуют лишь о том, что продукция обладает определенным качеством, производится по определенным стандартам и т. п. ) "Дело не в том, имеет моя фабрика или нет моральное право выпускать печенье "Юбилейное", - говорит Яков Иоффе, гендиректор фабрики "Большевик". - Государство в 1992 г. , приняв закон о товарных знаках, установило механизм, по которому можно получить право собственности на тот или иной знак. Сейчас "Роспатент", как будто забыв, что является госструктурой, хочет отобрать имущество у его законных владельцев. Это то же, что и пересмотр итогов приватизации".

В 1994 г. , рассказывает Иоффе, фабрика "Большевик" получила официальное свидетельство "Роспатента" на товарный знак "Юбилейное". С тех пор компания вложила в раскрутку и усовершенствование этого брэнда порядка $10 млн, включая телерекламу, приобретение нового оборудования, разработку новых видов печенья "Юбилейное".

"Если закон о "национализации" примут, мы дойдем до международного арбитражного суда и, на 99% , дело мы выиграем, - заявил Иоффе. - От того, как сейчас поведут себя и предприниматели, и власти, во многом зависят и планы иностранных инвесторов в отношении российского потребительского рынка".

Обратно в СССР?

Действия "Роспатента" заставили предпринимателей и независимых специалистов в срочном порядке искать собственные выходы из ситуации и предлагать их рынку.

Дискламация, считают операторы рынка, может привести к разрушению брэнда, ведь кто угодно вправе его производить, и далеко не всегда качественно.

Во избежание этого, считает Сукачева, советские брэнды для их спасения нужно регистрировать как коллективные товарные знаки. С Сукачевой полностью согласен Герман. В законе, объяснил он, такая норма есть. Предприятия, выпускающие продукцию под одинаковым обозначением, могут создать на добровольной основе объединение, на которое знак и зарегистрировать. "Это поспособствует сохранению качества продукции входящих в объединение производителей и защитит потребителей от подделок", - считает Герман.

Коллективным является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

Дело в том, как объяснил Герман, что механизм действия предусмотренной законом нормы не проработан, поэтому компании до сих пор не знают, как этой нормой пользоваться.

Ассоциацию "Табакпром", которая владеет маркой сигарет "Прима", Герман, что интересно, не ставит в пример: "Преимущество коллективного знака в том, что компании должны объединяться только для его регистрации и исключительно по некоммерческому принципу". Плата же за вступление в "Табакпром" составляет, по некоторым данным, $500 000.

Но в любом случае вариант коллективного знака устраивает далеко не всех производителей.

"Мы выступали с такой инициативой, когда начался конфликт с "Жигулевским", - рассказывает Сукачева. - Но нас не поддержали".

"В СССР уже были колхозы", - говорит Андрей Скурихин. Он предлагает другой выход.

"Перво-наперво необходимо создать единую национальную базу, включающую всех законных собственников товарных знаков, - продолжает Скурихин. - Благодаря чему правоохранительные органы будут оперативно получать информацию обо всех нарушениях прав собственников". Скурихин сказал, что "мы находим понимание по этому вопросу в МВД".

"Коллективный знак - глупость", - говорит Иоффе, который тоже полагает, что реально защитить собственников смогут правоохранительные органы, которые будут выявлять нелегальных производителей.

Иоффе не знает, что среди основных инициаторов национализации товарных знаков глава "Роспатента" Корчагин назвал как раз МВД и Генпрокуратуру.

(Юлия Полякова, Газета "Ведомости", 23 августа 2000 г.)


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

НАЗАД

E-mail: mzubarev@usa.net



Hosted by uCoz